Начало статьи
Предыдущая страница
В современных условиях, когда каждый квадратный метр стоит не малую сумму денег, появилось понятие – полезная площадь. Особенно оно актуально для небольших квартир, где необходимо каждый квадратный метр пространства использовать с максимальной пользой. Пространство не должно оставаться незадействованным. Даже если это просто коридор, соединяющий комнаты, у него есть своя функция, и она должна выполняться без помех. Для создания максимально удобного, функционального и полезного пространства используются нормы эргономики.
Прочность – является непременным условием для сооружений, так как их разрушение угрожает жизни людей и наносит материальный ущерб обществу. От прочности зданий зависит и их долговечность, поскольку возведение зданий и сооружений требует больших материальных затрат. Устойчивость конструкции естественно является в большей степени категорией архитектуры, чем дизайна интерьера, но при перепланировке помещений не может остаться неучтенной. То же самое касается и безопасности в пользовании, что регламентировано многочисленными нормативными актами по безопасности архитектуры и интерьеров – пожаробезопасность, экологичность, гигиеничность и т.д.
В помещении, не имеющем цели, функционального назначения нет необходимости, каким бы прочным оно ни было. После того, как решена функция помещения, его назначение, удобство и эргономичность, возникает вопрос о красоте – дизайне. Собственно, эргономичность и имеет прямое отношение к безопасности, так как предметы, неудобные в обращении, могут нанести существенный вред здоровью человека. Неудобно открывающаяся дверь может ударить, легко стукнуться головой об неудобно висящую полку и прочее. Любая техника, мебель, покрытие должны служить определенный срок, адекватный их цене. Опять же, недолговечная, а значит подверженная поломке вещь, может представлять опасность для ее пользователя. Поэтому только грамотный специалист может заниматься подобным делом. Согласитесь, вырезать и заштопать дырку на брюках, в какой-то степени, может каждый, но вряд ли хирурга может заменить портной,… не правда ли?
Польза и красота – два понятия неразрывно связанных друг с другом и тема, которая не перестает на протяжении веков привлекать внимание теоретиков искусства. Признавая взаимосвязь этих двух качеств, они высказывают противоположные точки зрения. "Дома строятся для того, чтобы в них жить, а не для того, чтобы ими любоваться", – считал английский философ XVI в. Ф. Бэкон. Его поддерживал французский историк архитектуры XIX. в. Виоле ле Дюк утверждавший "Форма, которую невозможно объяснить, никогда не будет красивой". А вот французский писатель XIX в. Т. Готье говорил "По-настоящему прекрасным является только то, что ничему не служит" каждый из них по своему заблуждался и это доказал превосходный архитектор Антони Гауди-и-Корнет в каждом из его шедевров противоречия, но они гениальны и превосходны до мелочей.
Многие считают, что красота стоит денег и что, следовательно, строить красиво – значит строить дорого. Что можно сказать по данному поводу? – И да, и нет. Римский император Калигула строил мраморные конюшни, и ясли из слоновой кости. Но так ли уж нужны эти дорогостоящие материалы для подобных сооружений? Безусловно, нет. Здесь красота – это расточительство.
Исаакиевский собор в Петербурге архитектора Огюста Монферрана – архитектурный шедевр, где в большом количестве применены полированный гранит, мозаичные и живописные панно, резьба по дереву, позолота, мрамор и т.п. Однако если учесть, что собор был задуман как главный храм Российской империи, призванный своим обликом олицетворять ее богатство и могущество, то все колоссальные затраты человеческого труда и материальных средств можно считать оправданными с точки зрения своего времени.
А вот Колонный зал Дома союзов в Москве (бывшее Дворянское собрание) – произведение архитектора Казакова пример достижения величия, красоты и изящества совершенно иными, более скромными средствами. Своеобразную прелесть и запоминающийся облик придают залу огромные колонны, расположенные по его периметру. Но мало кто знает, что колонны изготовлены... из нескольких бревен, связанных между собою проволокой и покрытых полированной штукатуркой.
Аккуратно выложенная стена из красного кирпича с небольшим количеством белокаменных деталей – вот та скромная палитра, с помощью которой русские мастера создавали замечательные произведения архитектуры. А суровая красота необработанного бетона?! Впервые ее "открыл" французский архитектор О.Перре при постройке собора в 20-х годах нашего столетия. Будучи ограничен в средствах, отпущенных на строительство, архитектор решил оставить неоштукатуренными бетонные стены здания. И стены со следами досок опалубки и наплывами бетона вдруг приобрели особую художественную выразительность, открыли новые, неизвестные ранее декоративные возможности бетонной поверхности. Так мастерство архитектора превратило утилитарную выгоду в духовную, иными словами, пользу в красоту. Впоследствии этот прием получил достаточно широкое применение в архитектурной практике, например в постройках французского архитектора Ле Корбюзье, а также в интерьере зала заседаний и конгрессов комплекса ЮНЕСКО в Париже.
Так архитектурная практика наглядно показывает, что красота сооружения не обязательно связана с его высокой стоимостью, хотя любое строительство вообще требует значительных материальных (в том числе и финансовых) затрат. Строить красиво и строить дорого – это не одно и то же. В природе, конечно, существуют дорогие и дешевые по стоимости строительные и отделочные материалы, однако красоту сооружения создает, в конечном счете, талант мастеров, архитектора, дизайнера, художников.
Для проектирования интерьера красота выражается декоративностью, гармоничностью внешнего вида, изысканностью даже в строгом минимализме. Значение этого критерия, как правило, переоценивается, ведь первое, что человек замечает, входя в помещение – это именно внешний вид помещения, а не его удобство или безопасность. Это и породило повсеместное в современном мире легкое отношение к профессии дизайнера. Человек видит помещение или его изображение, это в первую очередь цвета и материалы, их гармоничное сочетание. И ему кажется, что создать такой интерьер проще простого, что любой обладающий хорошим вкусом человек на это способен. Внутреннее же наполнение интерьера, состоящее из его пользы и прочности, остается для него незамеченным (конечно если там работал профессионал своего дела) и наоборот.
Зачастую также людям свойственно делать свой выбор, руководствуясь в первую очередь внешним видом вещи, или даже только внешним видом. Но при проектировании среды обитания человека, а особенно жилого пространства, ни в коем случае нельзя приносить пользу и прочность в жертву красоте. Это не значит, что в интерьере следует отказаться полностью от декора и проектировать только скучные утилитарные вещи практичных серых расцветок. Но декоративность не должна преобладать над функциональностью и конструктивностью. Ничего не должно мешать свободному передвижению в помещении ни один светильник, как бы сильно он вам не нравился, не должен ослеплять и ни один предмет в помещении не должен доставлять неудобство или представлять опасность.
Однако пренебрегать красотой тоже нельзя. Декор является важной составляющей дизайна, он оживляет скучные и утилитарные предметы, придает им индивидуальность. Декор – это то, что вызывает эмоции, а значит, оставляет наибольшее впечатление, лучше всего запоминается.
Таким образом, именно архитектор дизайнер, руководствующийся тремя древними правилами, сделают любое здание, сооружение или интерьер радующим глаз, приносящим только приятные минуты и радостные воспоминания, независимо от того, в каком стиле вы хотите его оформить.
Другие статьи
|